Начиная с 1999 года, в рядах ФСБ была основана специального назначения комиссия, основной задачей которой являлось создание вспомогательной авиации для ФСБ. В ее главе поставили бывшего сотрудника «Вымпела» и «Альфы» В.С. Козлова, хоть на тот момент он и был начальником ООУД по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя ФСБ. А фактическим основателем данного отряда в рядах ФСБ был В.Е. Проничев. Началась корпоративная работа, задействовавшая весь отдел, в результате чего буквально за полгода решили все правовые и юридические вопросы. Начиная с февраля 2000 года, российский спецназ получил собственную авиацию, выполняющую сугубо его задачи.
Основной деятельностью авиации ФСБ было сотрудничество со спецслужбами «Вымпел» и «Альфа», а именно в крайне короткие сроки доставить спецгруппу в нужное место для выполнения поставленных задач. Осуществлялась и доставка сопутствующего снаряжения. Причем это была необычная грузопассажирская перевозка. Часто в приоритет задания ставилось спасение людей. Подобная ситуация произошла во время проведения спецоперации в Минеральных Водах, непосредственно при захвате заложников в Лазаревском. Уникальная операция произошла при захвате самолета Ту-154 и перегоне его из Махачкалы в Баку, а после этого в дальнее зарубежье. По удачной случайности транспортник бойцов спецназа оказался поблизости от захваченного самолета. Операция длилась всего шесть часов. Пассажиров, как и сам самолет, освободили.
В марте 2003 года президент РФ издал указ, исходя из которого вся авиация ФСБ стала задействованной во всех службах ФСБ, включая пограничные войска.
В настоящее время авиация ФСБ находится в состоянии постоянной готовности к борьбе с терроризмом и охране рубежей страны. Также востребована охрана экономических интересов на море. Для летчиков ФСБ существуют специальные задания разведывательного, транспортного, огневого и иного специального назначения. Если сравнивать подготовку спецслужб ФСБ авиационного характера с остальными мировыми подразделениями, то ее можно назвать ее подходящей. Правда, большая часть проведенных операций невозможна для описания, поскольку они находятся под грифом «совершенно секретно».
В состав подразделения входят около 300 единиц летательной техники, большая часть из которых расположена у границ страны и отвечает перед пограничными службами за охрану внешнего рубежа. По официальным данным, авиация ФСБ якобы принимает участие в борьбе с мировым терроризмом.
Авиация ФСБ осуществляет поддержку групп спецназа. Таким образом повышается их мобильность, уменьшается время, затраченное на санитарную помощь служащим, на переброску вооружения, материальных ценностей и самого личного состава. В то же время авиация ФСБ не способна заменить летного типа подразделения регулярной армии или остальных силовых ведомств.
Первоначально может показаться, что на вооружении летного отряда федеральных служб находятся самые обыкновенные авиационные машины. Однако это не так. Главное отличие заключается в оборудовании самолетов. Одним из самых ярких примеров подобного преобразования является вертолет Ка-226, который переоборудован под минимальное произведение шума. Та же ситуация касается таких летательных аппаратов, как «Ансат», Ми-8 и «Финист». Они модернизированы специально для различного рода операций спецслужб ФСБ. Помимо обычных летательных машин, в арсенале ФСБ присутствуют беспилотные аппараты, аэростаты, дирижабли и отдельно закупается телевизорная, радиолокационная и телерадиолокационная аппаратура.
|